Святая Земля
[1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лавра Преподобного Саввы освященного
Мы, с группой православных паломников, в которой греки, американцы и канадцы едем в Иудейскую пустыню, где в склоне горе находится Лавра преп.Саввы, один из древнейших и самых значимых монастырей Православной Церкви, именно этот монастырь сыграл важную роль в становлении монашества, формировании церковного богослужения и богословия, сохранения Православия от ересей. Наш огромный туристический автобус останавливается на подъезде к дороге, ведущей непосредственно к Лавре, мы выходим, чтобы пересесть на несколько маленьких автобусов, поскольку ровный асфальт заканчивается, и начинается крутой спуск в каменистую и суровую местность. Едем минут двадцать по серпантину вниз, мимо нескольких арабских поселений, состоящих из хижин такого жалкого вида, что некоторые не выдерживают, и начинают через открытые окна микроавтобуса кидать деньги бегущей вслед детворе, а у тех видимо это местная забава, поскольку мгновенно собирается огромная толпа и довольно долго бежит за автобусами.
Вот и монастырские ворота, женщин дальше не пускают и они остаются за воротами, мы входим на территорию Лавры, какая же она огромная… особенно по сравнению с другими монастырями Святой Земли.
Святой Савва стал монахом еще в своем отечестве в Каппадокии, когда ему было всего восемь лет. Восемнадцатилетним юношей он ушел в Святую Землю и отдал себя в послушание преп. Евфимию Великому. Предание гласит, что преподобный Евфимий, увидев безусого и безбородого юнца, не принял его сразу, а отправил его в на одинокое жительство в келью неподалеку монастыря, пока не вырастет борода. По повелению, принятому преп.Саввой от Ангела, он начал создавать свое монашеское братство. Когда же первая маленькая церковь, которую построили насельники, именуемая Богозданная, посвященная свт. Николаю стала уже не вмещать братию, тогда преп.Савва построил большой храм, нынешний главный храм монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, освященный в 502 году. В этот храм, мы прошли, после того, как поклонились месту упокоения святого в маленькой часовенке на территории Лавры. Храм кажется просто огромным, отчасти наверное, и из-за того, что часть его находится в горе, и снаружи никак не ожидаешь попасть в помещение таких размеров и такой высоты. Внутри много древних икон, вообще атмосфера здорово напоминает древние афонские монастыри, такие как Ватопедский.
Всему миру стал известным преп. Савва за свою святость. Он скончался в 532 году и спустя несколько лет по кончине, тело его было обретено нетленным. Крестоносцы унесли его святые останки на Запад, но в 1964 году преп.Савва, явившийся в видении латинянам, повелел им возвратить его мощи назад в Лавру, что и свершилось в октябре 1965 года. По кончине преп.Саввы вплоть до разорения Святой Земли персами в 614 году и арабами в 638 году, монашество в Иудейской пустыне и Лавре достигло своего расцвета. Лавру св. Саввы населяли тогда до 5000 монахов, а вся пустыня от Мервого моря до Вифлеема и от Иерихона до Хеврона населена 15000 монахов, наполнена70 монастырями.
Великим подвижником после преп.Саввы явился св.Иоанн Дамаскин. Он жил здесь в середине восьмого века, в годы относительного спокойствия христианской империи и стал знаменитым и известным как богослов, философ и составитель церковных песнопений. Здесь же есть список знаменитой иконы «Троеручница», перед которой он молился об исцелении отрубленной руки. Русский игумен Даниил, посетивший святые места в 1106–1107 годах, упоминает, что здесь, в Лавре, он поклонился мощам пяти великих святых, которые сохранялись нетленными и издавали невыразимое благоухание: это мощи преп. Иоанна Дамаскина, преп. Иоанна Исихаста, преп. Феодора Эдесского, прмч. Михаила и преп. Афродисия.
Монахи-савваиты были всегда борцами и защитниками веры не только на Святой Земле, но и вне ее пределов. Сам преп. Савва с преп. Феодосием возглавляли движение монахов Иудеи против монофизитства в 516 году. Жившие после этих святых мужей монахи-савваиты сыграли главенствующую роль в осуждении ересей оригенизма, монофилитства, иконоборчества, а также папизма, когда латиняне впервые ввели в Иерусалиме ересь filoque в 809 году. В монастыре преп. Саввы сформировался устав богослужения Православной Церкви, именуемый Типиконом. Он содержит свод указаний о том, как и когда должны совершаться церковные последования. Типикон создавался постепенно, и вобрал в себя труды многих святых подвижников: Харитона, Евфимия Великого, Феоктиста, Саввы Освященного, Софрония, Иоанна Дамаскина. Минуло немного веков и Устав, отражавший богослужебные особенности Иерусалимской Церкви, воцарился повсюду, даже в Константинополе, органично сочетаясь с особенностями Студийского Устава и на Св. Горе Афонской. После завоевания Святой Земли крестоносцами и господства династий Мамелюков, Лавра уже не имела других «золотых» эпох. Несмотря на это, Лавра оставалась важнейшим монастырем Иудейской пустыни, в которой жили все монахи Иерусалимской Патриархии на опыте, как отмечается в правилах Патриаха Досифея, познававшие иноческую жизнь.
Существует предание, что Пресвятая Богородица явилась преп. Савве до того, как им было положено основание первым строениям в Лавре. Пречистая дала обещание, что все монахи, которые будут терпеливо жить в этом трудном месте и блюсти свои монашеские обеты, наследуют Ее молтвенным предстательством вечное спасение, сама же Лавра пребудет непоколебимой до Второго Пришествия Господня. И действительно, несмотря на многочисленные набеги, Лавра до сего дня стоит непоколебимой. Страшно подумать, что Лавра, построенная среди Иосафатской долины, на бурном Кедронском потоке, явится тем местом, где поставлен будет престол Судии во Второе Пришествие Господне.
В основании скалы, на которую опирается Лавра, бьет ключом непрерывно источник чистой воды. Эту святыню даровал Христос чудесным образом монастырю по молитве преп. Саввы, чтобы монахи не испытывали нужды ходить за ней многие километры. Источник является единственным в пустыне, источающим непрерывно воду и напояющий как отцов-савваитов, так и паломников. Преп. Савва источает многочисленные чудеса: больные раком получают исцеление, а не имеющие детей супруги становятся родителями. В давние времена в Лавре росло финиковое дерево, плоды которого, врачевали безплодие супругов. Это дерево засохло незадолго до того, как в Лавру в 1965 году были возвращены мощи преп.Саввы. После этого, стали давать паломникам на благословление лишь кусочки засохшего дерева. Совсем недавно оно вновь дало ростки: на старом корне выросло небольшое деревце, его листочки имеют те же самые свойства: они врачуют безплодие. Их заваривают и пьют как чай.
У самого выхода из Лавры, меня остановил один монах, посмотрел на меня, улыбнулся и спросил на английском, — ты русский? Я говорю, — да. Он, обрадовавшись, крепко обнял меня и повел за собой в небольшое помещение, в котором на полках стояли бутылочки с маслом и водой из источника.
— Знаешь, — сказал он, — я так люблю русских, и всех их, которые сюда приходят, мне хочется чем-нибудь утешить. Возьми масла от св. Саввы и водички. Он протянул мне две бутылочки и дал еще описание монастыря на русском, что меня сильно обрадовало, потому что до этого все объяснение было на английском, и проводил меня до монастырских ворот. (Через несколько дней я простудился, началась головная боль и температура ,и за неимением с собой лекарств, я стал мазаться этим маслом.
Конечно это не первый случай, когда я использовал святое масло для лечения, но в этот раз я был просто поражен, насколько сильно проявилось целительное действие, это можно было сравнить с действием таблетки от головной боли, настолько явственным и мгновенным был эффект!)
Расставаясь, я спросил у него, есть ли русские монахи в монастыре. Он сказал, что в монастыре сейчас нет, но есть один русский отшельник, о.Феодосий, который живет неподалеку в келье и, бывает, приходит.
Мы садимся в автобус и движемся дальше, в женский монастырь св.Феодосия.
[1] [2] [3] [4] [5] [6]
Опубликовано: 05/11/2007