Вы здесь

Святослав князь Киевский

[1]  [2] 

Святослав князь КиевскийКиевского князя Святослава вряд ли можно отнести к созидателям, хотя его роль в создании мощной Киевской Руси весьма значительна. Многие историки видели в нем продолжателя деяний воинов-варягов, смысл жизни которых был в войне. Но все дело в том, что Святослав жил и действовал уже в иную эпоху. Он возглавлял не просто дружины авантюристов, которые были готовы на все ради наживы, а единое русское государство. Имя киевского князя Святослава появляется на страницах знаменитой «Повести временных лет» в связи с военным походом, где он ярко проявил себя, будучи ещё … ребёнком! Вот как летопись рассказывает о «Начале княжения Святослава сына Игорева»: «В год 6454 (946) Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копье в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал: последуем, дружина, за князем. И победили древлян».

Повзрослевшему воину Святославу в «Повести временных лет» дается замечательная и уже более обстоятельная характеристика: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус (барс), и много воевал. В походах же он не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».

Читая летописные записи о Святославе, легко угадать «почерк» русских воинов, «проступивший» во все последующие века — вплоть до наших дней. Именно в те далёкие летописные времена начал складываться психологический тип русского воина-победителя, который впоследствии передавался из поколения в поколение. Беззаветность Святослава оживала то в Евпатии Коловрате и Александре Невском, то в Дмитрии Донском, то в князе Пожарском и гражданине Минине. Рота десантников, геройски погибшая в Чечне, — это тоже эхо древних воинских традиций. Бойцы могли уйти и уступить, но поступили иначе. Почему? Для того ,чтобы понять это, читаем «Повесть временных лет». Перед сражением, в котором враги имели десятикратное превосходство, Святослав обращается к своим воинам с такими словами: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали». Первые свои походы Святослав предпринимает против хазар. К тому времени Хазарский каганат из государства чисто военного, занимавшегося сбором даней с покоренных народов, в том числе и славянских племен, и грабежами соседей, превратилась в государство торгово-паразитическое. Войско Хазарии, по преимуществу, стало наёмным. Киевская Русь не раз сталкивалась с Хазарией и при князе Олеге, и при князе Игоре — отце Святослава. Но только после похода Святослава Хазария прекращает свое существование. В 965 году «идя Святослав на козары… битися» — кратко сообщает русская летопись. Восточные источники более подробны: «не осталось почти ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все их области…» Но не следует думать, что Святославом двигало лишь одно желание — страсть к военным походам. Надо понимать, что вслед за русскими дружинниками следовали русские купцы, а главное — конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточно-славянских племен. Киевский князь стремился расширять державу и укреплять её положение. Именно поэтому он оказался на Дунае.

Первоначально Святослав был приглашен византийским императором в качестве союзника по борьбе против болгар, но киевский князь не годился на роль простого исполнителя воли греков. Сокрушив болгар, захватив многие города, Святослав повел себя независимо: он заявил о намерении перенести столицу своего государства на Дунай. «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки. Вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск. Мед и рабы». Комментируя этот факт, историки обычно следуют логике летописцев, которые намекали на то, что князь пренебрег интересами Руси. Но едва ли дело обстояло так. Киев был избран «родом русским», т.е. столицей, потому что географически располагался в очень выгодном месте. Святослав же решил расширить рамки государства, о чём заявил вполне откровенно. Удайся, как сейчас выражаются, этот проект, то в сферу господства «рода русского» попало бы и часть южных, и западных славян. И мы бы имели совсем иную Русь, причём, вполне возможно, не киевскую. Отсюда понятна ревность киевлян: «послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Неужели тебе не жаль своей отчины, старой матери, детей своих?»

Замысел Святослава не удался не только потому, что против него, осознав силу русскую, выступили греки, но и поскольку воинственный и удачливый князь был отрезан от русской земли.

С именем Святослава связано сказочное повествование о том, как побеждавшему греков князю греческие бояре устроили психологическое испытание. После того как Святослав нанес грекам серьезное поражение, вынужден был созвать греческий царь бояр своих и сказал: «Что нам делать: не можем ведь ему сопротивляться?» Бояре послали к Святославу с дарами мудрого дипломата с наказом: «Следи за его (Святослава) видом, и лицом, и мыслями». Когда русскому князю принесли золото, то он остался равнодушен и лишь приказал его «спрятать», то есть убрать. Тогда греки послали ему оружие. Оружие привело Святослава в восторг. И бояре сказали своему царю, что «лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Плати ему дань. И послал к нему царь, говоря так: «Не ходи к столице. Возьми дань сколько хочешь».

Противостояние Святослава и византийцев обострилось, поскольку в Греции произошёл переворот. Убивают императора Никифора Фоку, императором становится Иоанн Цимисхий — один из лучших военоначальников своего времени. И он начинает решительные боевые действия против Святослава. Святослав пытается закрепиться в устье Дуная, но Цимисхий атакует его. После ряда поражений русских против Святослава восстает Болгария. В итоге его небольшая армия держит оборону в городе Доростол. Греки окружают русских и с суши, и с Дуная. Кажется, что положение безнадежно. Но в решающей схватке русские сражаются столь отчаянно, что только атака латной конницы спасают Цимисхия от поражения. И хотя степень воинского искусства Святослава и его воинов была очень высока (современники отмечали, что русы «ведут бой стеной»), голод и потери заставили Святослава заключить мир в обмен на свободный пропуск русских ладей из блокированного Дуная. Дальнейшие события летописец трактует следующим образом. Святослав «Увидев же, как мало у него дружины, сказал себе: «Как бы не погубили коварством и дружину мою и меня. Пойду на Русь, приведу больше дружины». И послал послов к царю, говоря: «Хочу иметь с тобой твердый мир и любовь».

И здесь происходят не очень понятные события. Часть дружинников Святослава во главе с воеводой Свенельдом возвращается в Киев, а сам он гибнет. Долгое время среди историков считалось, что греки подкупили печенегов, те подкараулили у днепровских порогов обессиленных русских и уничтожили их.

Свенельд же, по словам летописца, предупреждал князя: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги. И не послушал его Святослав, и пошел в ладьях».

Вполне возможно, что печенегов никто и не подкупал. Святослав возвращался с богатой добычей и со слабой, изнуренной в боях дружиной. Почему бы не воспользоваться моментом? Во всяком случае, мы, скорей всего, уже никогда не узнаем, как всё было на самом деле.

*   *   *

Последним взмахом меча Святослав как бы очертил контуры Великой Руси. Его сын, князь Владимир, вдохнет в неё жизненную силу — Православие, и во всем могуществе и великолепии явится миру Русская Держава.

Развитие древнерусского оружия в конце IX–Х веке шло на фоне расширения Киевской державы: покорения сопредельных племен, военных операций с далеко идущими стратегическими целями. Под влиянием Востока и Запада сложился национальный комплекс вооружения, великое разнообразие средств нападения и защиты. Главное и самое почётное оружие — меч. Хотя большинство из сохранившихся клинков принадлежит к западному типу, это не означает, что в Киевской Руси не было собственного производства. На мечах — клейма русских мастеров. В конце Х века появились и сабли, заимствованные из арсеналов степных всадников. У степняков русские воины переняли и кистени. Боевые топоры: тяжёлые скандинавские; небольшие славянские с молотком на обухе; лёгкие топорики степного происхождения с узким лезвием и клевцом.

Разнообразными были и копья: с узкими наконечниками для пробивания кольчуги, с широкими плоскими — для нанесения тяжких ранений. Дротики имели острие с длинным жалом, которое нельзя было безболезненно извлечь из раны. Русичи использовали и луки — простые, из одного куска дерева, и сложносоставные, из нескольких деталей, с костяными накладками.

Наконечники стрел — разной формы и веса, для стрельбы по защищённому и незащищённому противнику, по близкой или дальней цели. Шлемы, дошедшие до нашего времени, значительно различаются по конструкции. Так, из двух обнаруженных в Гнездово, один шлем выполнен из двух половин, стянутых ободом и теменной полосой, второй — из четырех пластин, соединённых навершием, ободом и вертикальными полосами на стыках. Оба имели бармицы. В Киеве найден фрагмент полумаски типично скандинавского шлема. Основным видом древнерусской «брони» стала кольчуга. Наряду с ней применялись пластинчатые доспехи восточного типа и византийские чешуйчатые панцири. Щиты в основном были круглыми (диаметр 80–100 см), относительно тонкими (6-10 мм), с железным или каповым умбоном.

Византийский автор Лев Диакон, подробно описавший балканскую кампанию Святослава 969-971 годов, упоминает и другую разновидность: «щиты у них прочны и для большей безопасности достигали ног». Появление более тяжёлого вооружения связано с тем, что по-варяжски стремительные рейды за добычей и данью сменились завоевательными походами, в ходе которых были осады и обороны крепостей и крупные полевые сражения. Лев Диакон, повествуя о битве под Доростолом, не зря называет фалангой построение русов, которые «плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы». Хорошо обученное, сплочённое 20-тысячное русское войско было достойным противником. Дружинники Святослава знали, что «мёртвые сраму не имут».

Древняя Русь как феномен — едва ли не самое обширное «белое пятно» нашей истории. Начальную русскую историю либо понимают извращённо, либо трактуют с помощью старых и новых мифологических штампов, либо вообще игнорируют целые столетия древнейшей истории России. Вероятно, одной из причин такого отношения коренится в том, что массив источников по происхождению Древнерусской Державы совершенно несопоставим с комплексом документов по истории трёх последних веков российской истории. И хотя вопросов по истории Древней Руси по-прежнему гораздо больше, чем ответов, объективные, взвешенные рассуждения об исторических корнях нашей страны и народа помогают излечиться от опасного вируса беспамятства, поразившего страну в новейшее время.

Иудейский Великий Хазарский Каганат. Так гордо именовали в официальных дипломатических документах самого грозного соперника Древней Руси. От исхода борьбы этих двух государств зависела судьба не только восточно-европейских племён, но и многих племён и народов Европы и Азии. Аспидов яд (этот подзаголовок для внутренного пользования)

С мечом и весами В середине VII в. в южно-русских степях и Предкавказье образовалось два государства, представлявших собой военно-племенные союзы: Великая Булгария и Хазарский каганат. В начавшейся между ними борьбе победу одержал Хазарский каганат. Под его власть подпало всё Северное Причерноморье, большая часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Ко второй половине VII в. относится и покорение хазарами лесостепной полосы будущей Киевской Руси. В подчинении у хазар оказалось большинство тюркских и угорских племен, кочевавших в Причерноморских и Прикаспийских степях. С самого начала своего существования Хазария утвердила свою власть над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Однако в значительной степени эта торговля была посреднической.

[1]  [2]