Вы здесь

Стена между нами и Богом

Грех — препятствие на пути к спасению

Смоленский Спас
Спас Всемилостивый (Смоленский)

Главным препятствием для спасения является грех. Но Господь по Своему милосердию даровал нам благодать покаяния, которая зовется вторым крещением, чтобы мы, поборов в себе грех, омывали ею, очищали и убеляли свою бессмертную душу для жизни вечной, делая душу достойной участия в радостях вечного царства света.

Самый страшный враг — это грех. И болезни, и скорби, и страдания, по милосердию Божию, могут оставлять нас еще при жизни; и даже если болезнь остается неизлечимой и скорбь неутолимой, то смерть их прекратит, потому что в будущей жизни «нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий». А нераскаянные грехи мы возьмем с собой в посмертную жизнь. И мы называем их самыми страшными врагами потому, что наши грехи разлучают нас от общения с Господом, лишают нас вечных радостей и будут служить источником вечных скорбей в загробной жизни.

  

Стена
Все отвергающая и все проникающая...
Жилище мрака, лежбище страстей.
Стена безумство порождающая
В мирах блуждающих людей.
В стенаниях, в предсмертных муках
Дрожит прозябшая душа,
И стоны оживают в звуках —
Стихами плачут небеса...
                    С. Коппел-Ковтун

Вот почему наша Святая Православная Церковь, как любящая мать, установила особые времена в течение церковного года для покаяния в грехах, чтобы ни у кого из нас, ее детей, не оставалось в душе грехов нераскаянных, неоплаканных, неискупленных.

Грех — наш грозный враг, потому что, подчиняя нас себе, отнимает от человека то, что является самым дорогим для нас, — право на вечное спасение. Из кирпичей отдельных грехов и страстей быстро вырастает высокая стена, разделяющая душу человека от Бога.

Грех сушит сердце, отнимает дар молитвы, умиления, благоговения — все то, что составляет духовное богатство человека и что верующий человек накапливает в себе годами. Грех лишает человека покоя совести, братского мира в отношении к ближним; грех ссорит людей между собой, натравливает друг на друга, из друзей делает врагов. Долголетний и нераскаянный грех может довести человека до отчаяния — самого тяжкого из всех грехов. Неисчислимо тяжелы последствия греха, и велика его власть над душою человека.

Связь грехов между собой

Как разнообразен грех, отравляющий нашу душу! Мы грешим и словами, и делами, и мыслями. Мы грешим друг против друга, против самих себя, против своей бессмертной души, против Господа Бога, своего Небесного Отца, платя Ему за Его бесчисленные дары, за неиссякаемую Его любовь к нам жестокой неблагодарностью наших сердец и нежеланием исполнить Его волю.

Мы знаем, как грехи связаны между собой, как один грех вводит в сердце за собою другой. Вспомним о христианских добродетелях. Они неразрывно связаны между собой, образуя золотую цепь. Кто научит себя одной добродетели, приобретет одно доброе свойство — тот вместе с тем приобретает и другое... Добродетели христианина представляют собой ступени, которые образуют одну целую лестницу.

Такую же цепь образуют собой и грехи — только, конечно, не золотую, а порочную. Они все органически связаны один с другим: один непременно влечет за собой другой. Как змеи, вползают грехи одни за другим в сердце человека. Разве не так? Кто завидует — начинает осуждать; кто осуждает — тот, значит, разжигает в себе семя злобы и так далее.

Мы насыщены грехами, но часто не отдаем себе отчета в том, что наше сердце, наша бессмертная душа — во власти греха. Мы не замечаем того, что плывем по греховным волнам, а они несут нас, наши бессмертные души, к вечной гибели.

О греховном сне

Человек, погружающийся в бездну грехов, мертвеет душой. О таком человеке сказано в слове Божием, что он будто жив, но он мертв (Откр. 3, 1). Конечно, не каждый грешник впадает в состояние такой духовной смерти. Но ведь и мы с вами, каждый из нас, носит в себе как бы семя, зачатки такой смерти, такого глубокого, беспробудного сна.

Разве это не сон, если мы забываем о том, что нас ждет смерть, что после смерти каждого из нас ожидает отчет перед лицом Того, Кто дает нам жизнь и прекращает ее? Разве это не сон, если мы согрешаем сегодня, завтра, послезавтра и уже не думаем о том, что согрешаем, привыкаем к своему греху и смотрим на него как на естественное проявление наших чувств, мыслей и желаний?

Разве это не сон наш, если мы, стараясь питать свою душу земной пищей, тленной, развлекая ее суетой, забываем о том, что наша бессмертная душа нуждается в другой пище — в той духовной пище, какою Господь повелел питать наши души? Разве это не сон наш, если мы не видим, в состоянии своей греховности, что душа наша, как сказано в Слове Божием о грешной душе, и несчастная, и жалкая, и нищая, и слепая, и нагая (Откр. 3, 17).

Борьба с грехом

Грех — это самый страшный из наших врагов, и борьба с ним трудна потому, что он самыми разнообразными путями нападает на человека и подчиняет его себе: и через глаза, и через уши, и через руки входит грех в нашу душу и непосредственно рождается в глубине нашего духа. Страшен он и потому, что не всегда открыто нападает на нас, и тогда мы не можем приготовиться отразить его нападение. Он надевает на себя личину, манящую нас к нему, и нередко совсем незаметно для нас вползает в сердце. Этот враг — хитрый и коварный, и часто нам бывает трудно и увидеть, и осознать его коварство. Борьба с этим врагом трудна еще и потому, что он никогда не нападает на нас в одиночку: один грех всегда ведет за собой другой. Достаточно человеку вступить на путь лжи, как в его сердце рождаются и осуждение, и клевета, и злоба. Все эти грехи связаны между собой одной цепью.

Грех — это страшная зараза. Если человек, уколов себе палец, внесет через этот укол в свое тело заразу, то у него начинает болеть, лихорадить все тело. И грех, как бы он ни вошел в нашу душу — через зрение, через слух, через руки или ноги, — заражает все наше внутреннее духовное существо: и сердце пленяется грехом, и думает человек о грехе, и воля его хочет повторения греха. Грех — это яд, которым отравляется наша богоподобная, бессмертная душа, и если этого яда мы не извлечем из сердца, то душа будет обречена на вечную смерть.

Грех — это сети, в которых запутывается наша душа, как птица, попавшаяся в сети ловца, лишаясь свободы и проявления своей воли.

Грех — это стена, которая создается между нами и между Богом, ибо мерзость пред Господом — путь нечестивого (Притч. 15, 9), и разрушить эту стену может только наше покаяние.

Грех — это камни, закрывающие нам вход в Царство Небесное, потому что нераскаянный грешник лишается счастья наследовать то, что Господом приготовлено для Его детей.

Итак, видя в грехе своего самого страшного врага, какой только может встретиться человеку в его земной жизни, будем бороться с ним. Пока мы еще живы, ходим, видим, пока в груди не перестало биться живое сердце, надо спешить очищать себя покаянием и приобретать вместо гордости — смирение, вместо злобы и жестокости — сострадание и любовь, вместо плотской нечистоты — целомудрие и воздержание.

Журнал «Мгарский колокол»: № 50 март 2007