Вы здесь

О воспитании

«Надо научить человека угождать Богу, своей жизнью Бога радовать, точно так же, как ребенок старается родителей своих радовать»

На вопросы отвечает доктор педагогических наук иеромонах Георгий (Евгений Владимирович) Шестун

иером. Георгий Шестун— Может ли человек человека воспитать и тем более перевоспитать?

— Давайте подумаем, что нам дал Бог и что мы сами приобрели в мире. Родился каждый из нас по Божией воле, то есть никто из людей не выбирал, родиться или не родиться. Господь даровал каждому великий дар жизни, жизнь вечной, бессмертной души. То же можно сказать о месте рождения, о народе, в котором мы родились. Поэтому чувство патриотизма может быть только у верующего человека, который понимает, что родина дарована Богом, ее следует почитать, любить. То же самое можно сказать про пол — мужской или женский, — который мы не выбираем. Семью, родителей тоже должны принимать как дар Божий. И если внимательно посмотреть на нашу жизнь, то на самом деле все вокруг нас есть дар Божий. Но тот дар, который Бог дал, можно ли переделывать по собственному усмотрению? Следует смиряться, радоваться и принимать с покорностью то, что получил. Родителей должен почитать, народ свой любить, родину свою хранить, защищать. Поэтому когда мы пытаемся все переделать, когда не соглашаемся с тем, что даровано Богом, то это одно из греховных наших настроений. Мы вообще часто ропщем на свою жизнь, бываем недовольны. Когда на людей ропщем, то забываем, что каждый человек — носитель образа Божия. Христос, Спаситель мира, дал пример, когда к Нему привели блудницу, которую по закону иудейскому следовало побить камнями. Так как Его искушали фарисеи, пытались доказать, что Он нарушает закон, то Иисус не стал никого отговаривать. Он просто сказал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8, 7). И все потихонечку положили свои камни и разошлись.

Если говорить об отношениях между взрослыми людьми, то когда мы начинаем переделывать, судить других людей, мы идем не по православному пути, потому что православный путь — это путь зрения своих грехов, а не чужих. Перед каждым другим человеком нужно смиряться, любить его, чтить, и если есть какое-то недовольство этим человеком, то следовать Евангельским заповедям и за этого человека молиться, потому что переделать друг друга практически невозможно. Каждый человек хранит как дар Божий свою свободу, неповторимость, свою особую исключительность, которую Господь каждому из нас даровал от рождения нашего. Можно вспомнить советы Амвросия Оптинского, которые он дал своей духовной дочери. Она его спросила, с чего начинать спасение души. Первый совет: перестань всех учить. Второй: зри свои грехи и кайся. Это путь православного отношения к человеку, к миру. А все попытки переделать друг друга являются порождением нашей невоцерковленности, нашего нехристианского отношения к миру, друг к другу.

Люди живут не по нашим законам, но это не значит, что они живут неправильно. Если я человек православный, я должен понимать, что нет случайных людей в моей жизни, и каждый человек, которого Бог ко мне посылает, — это человек, нужный мне, пусть даже он раздражительный, гневливый, злой, но моя реакция на него показывает, что я мало чем от него отличаюсь. Как говорят святые отцы, самое главное — я должен смотреть, что внутри меня происходит. И тогда становится ясно, что самый главный враг сидит у меня внутри — это мои страсти, моя раздражительность, моя гневливость, дух злобы, который я часто не замечаю. А тот человек, которого Бог посылает, будит эти скрытые во мне качества, то есть он показывает мне мои грехи. Но это же великое счастье, потому что видеть свои грехи — значит видеть начало своего спасения, начало своего исправления, начало своего очищения. Поэтому святые отцы и заповедали молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю нечистоту. У святителя Тихона Задонского был такой обычай: кто его обижал, он тому в знак благодарности 15 копеек давал за то, что внутри себя замечал греховные движения, греховные реакции, и очень благодарил, что Господь при помощи этого человека помогал ему каяться. Таким образом мы, возможно, друг друга и переделываем.

Мир на нас оказывает постоянное влияние, силы демонические и люди, живущие не по Божиему закону, а по закону мира сего, воздействуют на нас. А наша задача вопреки всему следовать воле Божией, следовать спасительным путем, путем стяжания благодати, путем Богоугождения, потому что у нас тоже есть своя воля, свой разум, мы знаем закон Божий, Божественное Откровение. Мир пытается влиять на нас губительно, греховно, но есть ведь мир Божий, благодать, которая помогает нам устоять. Поэтому когда мы говорим о воспитании, то должны понимать, что воспитание — это питание, а не только влияние.

Часто мы путаем, считая, что воспитывать — это влиять. А воспитывать — это питать и душу, и плоть, и дух. Дух питает душу, душа преображает плоть. Когда мы забываем о духе, заботимся только о плоти и душе, тогда воспитание сводится к росту и развитию, особенно когда дело касается ребенка: мы считаем, что он должен вырасти здоровым и развитым. А он должен еще быть духовным.

Большинство людей, живущих в миру, считает, что ребенок рождается здоровым, нормальным существом. С точки же зрения православия человек рождается с поврежденной природой, с печатью первородного греха. И прежде чем его воспитывать, развивать, необходимо сначала исцелить и исправить. Если это не происходит, то мы развиваем искаженную человеческую природу. Правильное понимание человека исходит из того, что у него должна быть исправленная человеческая природа, а это происходит в таинстве крещения, в таинстве Благодатного посещения, когда именно духовное начало обретает первенство в жизни. Главное, мы должны помнить, что все хорошее в человеке — от Бога, поэтому воспитать — привести ребенка к Богу — и есть основная обязанность родителей.

— Какова цель христианского воспитания?

— Цель христианского воспитания — привести ребенка ко Христу, сделать из него христианина, чтобы когда он придет в разум, то сам себя исповедовал бы как христианина, понимая, что такая жизнь — правильная, полноценная. В основе жизни должен быть дух; дух питает душу, а душа преображает плоть. Если плотское начинает подавлять духовное и душевное, то проявляется искаженность человеческой природы. При этом радость истинного бытия не приобретается. Душа скорбит, места себе не находит и, как в Священном Писании сказано: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить?» (Лк. 9, 25). Это происходит, когда нарушается иерархичность личности человека и он начинает жить противоестественной для себя жизнью. Это мучительная жизнь, не приносящая радости, а доводящая до уныния и до трагических последствий, что мы наблюдаем в существовании многих людей, даже благополучных, на первый взгляд, — и образованных, и материально обеспеченных, — которые скорбят, испытывая духовную несостоятельность и неполноценность. Человек должен реализоваться именно как существо духовное, имеющее образ и подобие Бога в себе. Поэтому целью христианского воспитания является обретение полноты духовного бытия, радости духовного бытия, потому что, когда у человека душа радуется, ему мало что нужно в этом мире; а когда душа скорбит, ничего ему радости в этом мире не может принести.

Христианское воспитание состоит в том, чтобы научить человека угождать Богу, своей жизнью Бога радовать, точно так же, как ребенок старается родителей своих радовать.

— Чем отличается светская семья от христианской?

— Христиане понимают, что человек рождается с поврежденной природой и в нем нужно сеять семена новой жизни. Церковные таинства — те благодатные семена, которые сеются в человеке. Ими исправляется человеческая природа, и преобладающими становятся не плоть и кровь — то устроение, которое дети получают от родителей, а то устроение, которое они от Христа получают, от вечной жизни. А если ребенок живет вне Церкви, то первично, конечно, плотское, генетическое наследство. То есть наши недостатки и наклонности детей суммируются, а новых семян нет. Поэтому главное — чтобы ребенок стал христианином, чтобы родители не свое в нем искали, а Божие и старались не на себя похожим вырастить его, а на Христа. Многие родители хотят по-своему воспитать, но, не имея высокого идеала, заботятся лишь о том, чтобы был ребенок не хуже других, чтобы образован был, одевался хорошо, то есть на незначительные вещи обращают внимание, а главное упускают. А главное — посеять духовные семена, приучить ребенка к тому, чтобы он вкушал радости именно духовной жизни. То есть надо стараться привести ребенка к Богу. Нужно понимать, что без Церкви это невозможно сделать. Когда человек пытается воспитывать ребенка вне Церкви, он лишает его многих будущих радостей, не полностью позволяет раскрыться ему, а, значит, полноты бытия не дает. Поэтому главная забота родителей — воцерковить ребенка, чтобы он с детства полюбил Церковь, остался в ней и чтобы она благословляла его, хранила, наставляла и в дальнейшей жизни.

— Должна быть разница в воспитании мальчиков и девочек?

— Конечно, должны быть отличия. Мальчик должен расти мужчиной, человеком ответственным, умеющим что-то делать, а женщина должна расти смиренной, заботливой. Половое воспитание — это знание и выполнение своих мужских и женских обязанностей. И учить этому надо с рождения.

— Говорят, что самое важное, когда растишь ребенка, — это правильно его воспитать. Но когда же заниматься воспитанием, если целый день — на работе, вечером — масса домашних дел, и усталость валит с ног?

— Воспитание — это еще и умение организовать жизнь ребенка. Надо, чтобы у него были обязанности по дому. Надо сделать так, чтобы он тоже был занят весь день: все трудятся — и ребенок должен трудиться. Беда в том, что родители уходят на весь день — и ребенок брошенный, не имеет своего дела. Он начинает скитаться, маяться и в искушения всевозможные попадает. И, конечно же, самое охранительное средство — благочестивая жизнь родителей. Они должны все время воспитывать себя, понимать, что существует духовная связь, а значит, должны бояться через собственный грех повредить своему чаду. И если уберегут себя от греха, то и ребенка уберегут от искушений. Следовательно, надо заботиться о занятости ребенка и о сохранении собственной чистоты.

— Довелось прочитать в одной книге, что спасение души родителей более всего зависит от детей. Каким же образом? То, что будущее детей зависит от жизни родителей, — понятно. А как же дети могут определить спасение родителей?

— Воспитание детей для родителей является послушанием Богу, потому что ребенок — это дар Божий. Поэтому от того, как выполняется послушание, как человек несет крест, возложенный на него Богом, зависит спасение души. Является ли жизнь супругов Богоугодной? Как раз в детях это больше всего и проявляется. Дети — это плод нашей жизни. Воспитывая их в любви Божией, приводя к Богу, родители выполняют послушание, возложенное на них Господом, и тем самым спасают свою душу.

Беседы с детьми старца Силуана Афонского

Старец Силуан АфонскийМилые дети бегают по лугам, рвут цветы, поют и радуются, потому что их веселит благодать Божия. Но вот увидели они монаха и говорят ему:

— Смотри: Господь украсил небо звездами и землю реками и садами; орлы высоко под облаками летают и наслаждаются красотою природы; птицы весело поют в рощах и полях, а ты, монах, сидишь в келии и не видишь всей Красоты Божией. Сидишь и плачешь. О чем ты плачешь в своей маленькой келии, когда солнце светит, весь мир в красоте, и всюду радость на земле?

Так спрашивали дети монаха, но он отвечал им:

— Дети, вы не понимаете моего плача. Душа моя плачет о вас, что вы не знаете Бога, Который создал всю эту красоту. Душа моя знает Его, и всем вам я хочу этого знания, и поэтому скорблю и слезно молю Бога о вас, чтобы и вы познали Господа Духом Святым.

— Что значит познать Господа Духом Святым?

— Умом, дети, познать Господа нельзя. Но вы читайте Божественное Писание, в нем живет благодать, которая будет услаждать вас, и так вы познаете Господа и будете с радостью работать Ему день и ночь. Когда же познаете Господа, тогда уйдет желание смотреть на этот мир, но душа будет стремиться видеть славу Господню на небесах.

— А нам нравятся цветы, и мы любим гулять и веселиться.

— Вы любите гулять по полям и рвать цветы; вы любите петь и слушать пение птиц, но есть на небе прекраснее всего этого — рай, где живет Господь со ангелами и святыми. Там тоже есть веселие и поются песни, но иные, лучшие, и когда душа услышит те песни, то не может забыть их никогда, и уже не влекут ее песни земные.

— Но мы любим петь.

— Пойте, дети, Господу Духом Святым; пойте во смирении и любви.

— А почему ты плачешь, мы не понимаем?

— Я плачу о вас, детки. Глядя на вас, жалею вас и прошу Господа, чтобы хранил Он вас, чтобы познали вы Творца и Господа своего. Я смотрю на вас, и вот, вы похожи на отрока Христа, и хочу, чтобы вы не потеряли благодать Божию и не стали бы, когда вырастете, похожи на врага за плохие мысли. Я хочу, чтобы вы всегда были похожи на Сына Пречистой Матери Божией. Этого желает душа моя вам. Об этом я и молюсь. Мне жалко всех детей на земле, и потому я плачу за всех невинных детей и сирот. Я плачу, дети, за мир и сетую о всем народе Божием: «Господи, пошли милость Твою на детей земли, которых Ты любишь, и дай им познать Тебя Духом Святым, и научи их славить Тебя. Слезно прошу Тебя, услышь молитву мою, и всем дай познать славу Твою Духом Святым». Дети, любите Бога, как любят Его Ангелы на небесах.

— Мы никогда не видали Бога, как можем мы Его любить?

— Детки мои возлюбленные, вы думайте о Боге всегда, что Он вас любит, и дал вам жизнь для того, чтобы вы вечно с Ним жили и наслаждались Его любовью.

— Как можем мы знать, что Бог нас любит?

— По плодам, детки, познается любовь: когда мы в любви Божией, то боимся греха, и на душе покойно и весело, и хочется помнить Бога все время, и хочется молиться, и в душе хорошие мысли.

— Как узнать, какие мысли в нас живут, и какие из них хорошие или плохие?

— Чтобы распознать мысли добрые от злых, нужно держать ум свой чистым в Боге.

— Не понимаем, как можем мы держать ум в Боге, когда мы не видели Бога и не знаем Его; и что значит — чистый ум?

— Детки, вы помышляйте, что Бог вас видит, хотя вы Его не видите. Так вы будете ходить всегда пред лицом Господа. Хотя это малая любовь, но если сохраните слово мое, то оно приведет вас к большой любви, и тогда Духом Святым вы познаете все то, что я вам говорю и чего сейчас вы еще не разумеете.

Из книги «Старец Силуан Афонский»
http://www.samara.orthodoxy.ru/

Журнал «Мгарский колокол»: № 59, декабрь 2007