Вы здесь

О. Иоанн Крестьянкин о неправильном понимании супругами духовного опыта

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Если мы бодрственны, то ни брак, ни воспитание детей, ни другое что не может воспрепятствовать нам в угождении Богу» (Святитель Иоанн Златоуст)

Отец Иоанн (Крестьянкин) в письмах семейным людям постоянно напоминает о необходимости соблюдения обетов друг перед другом. Он призывает к трезвому восприятию жизни и чувству ответственности за семью. Вера — это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. Муж и жена — плоть едина и нельзя отсечь свою половину из-за того, что один из супругов пришел к вере, а другой нет. «Когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает». В одном из писем отец Иоанн прямо указывает супруге на излишнее рвение, которым она отвратила своего мужа от Церкви и от веры, и запрещает ей думать о скитском жительстве, так как оно окончательно разрушит семью. Батюшка советует ей подчиниться прежде всего выполнению обетов семейного человека, ведь спасение наше зависит от выполнения воли Божией, а не от своеволия.

В другом письме верующей женщине он с укором пишет: «А теперь, когда через Вас в Вашу семью входит Господь, Вы, которая призвана сохранять семью, устремляетесь на её разорение. Венчание ведь — это Божие благословение и на Ваших детях, уже рожденных. Вас смущает враг. И за мужа, если он по Вашей вине уйдет в блуд, отвечать пред Богом будете Вы, и не замолить Вам будет этой вины. Потрудитесь в семье своей, вымаливая своих близких. Надо много терпения в этом деле благом».

Жизнь — это искусство. И нет общего рецепта на все случаи.

Степень воцерковления у многих супругов бывает разной и на этой почве возникают разногласия и конфликты. Батюшка Иоанн (Крестьянкин) в таких случаях советует терпеливо ждать, «чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий. А пока их нет, надо уступать ему». Любовь, сочувствие и понимание вернут расположение мужа и позволят сохранить семью.

Отец Иоанн (Крестьянкин) напоминает духовной дочери о времени начала создания семьи, об их с мужем единодушном неведении Бога: «не беги далеко вперед от супруга - он не в состоянии пока понять, ради кого и чего такие изменения в его жене». Главнейшая задача — сохранить семью. Батюшка просит и внешнее не спешить менять, а вот во внутреннем должен быть упор на молитву. Сердцу тяжело будет делать уступки супругу, но он же в свое время по любви к супруге пошел в церковь венчаться, что тоже было нелегко.

«Когда вы создавали семью, вы оба были неверующими и о Боге мысли не было, но теперь-то ты познал Бога, а Бог — это любовь в первую очередь», — пишет архимандрит Иоанн человеку, через смерть брата познавшему Бога и тщетность житейских устремлений. «Через тебя в твой дом должен войти Господь, уже коснувшийся твоей души. Ты (по Евангелию) обрел драгоценную жемчужину, сокрыл ее и хочешь один разбогатеть, не думая о любви по Богу к своим близким».

«Жена не хочет жить с тобой — другим, странным, ей неведомым. Она мирской человек, но ведь и ты не духовный еще, а только паришь духом, в мечтах забираясь на небо вместо того, чтобы научиться на земле жить по-христиански». И отец Иоанн просит супруга помолиться и приложить все силы, чтобы развода не было. Необходимо «начать жить не монахом в семье, а семейным человеком, до поры разделяя ее немощные желания».

Журнал «Мгарский колокол»: № 62, март 2008