Вы здесь

Экзорцизм (от греч. — заклинать) — изгнание злых духов из одержимых с помощью молитв. В Древней Церкви существовала должность экзорциста. В настоящее время некоторые священнослужители различных конфессий практикуют экзорцизм.

Экзорцизм или «пойду беса погоняю»

Экзорцист

Нет ныне такого прихожанина, кто не слышал бы сегодня о «отчитке», особом молитвенном последовании пришедшего к нам из Могилянского Требника 1646 года, составленного митрополитом Петром Могилой.

Даже если не брать во внимание то, что митрополит П. Могила очень многое заимствовал у католиков (так, например, в первой устроенной им Киевско-Могилянской академии преподавание велось на латинском языке, с изучением латинских отцов), то все поиски православного начала этого молитвословия не увенчаются успехом. Чин экзорцизма не известен в древнем православии. Его нет в Восточных Требниках.

В ранней Церкви, когда первохристианство имело особые дары, есть дошедшие до нас упоминания о практике экзорцизма, но уже в III веке «Постановления апостольские» запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». Более поздних упоминаний о массовой практике «отчитки» Православная Церковь не имеет.

Несомненно, что Церковь на протяжении своего двухтысячелетнего благовествования и окормления паствы имеет примеры, когда силою молитвы подвижника одержимые исцелялись, но этот дар был доступен далеко не всем. Только те, кто обладал бесстрастием, чья жизнь проводилась в духовном подвиге и отрешенности от мiрских забот и треволнений, имели дерзновение вступать в личное единоборство с духами сил поднебесных. Но даже они, облаченные подвигом и святостью, пользовались своими собственными чинами при изгнании бесов или вообще действовали так, как им подсказывала благодать Божия.

Вот что говорил по этому поводу в недавнем интервью известный московский священник, игумен Сергий (Рыбко): «Но и святые не все имели дар изгнания демонов. Например, св. прав. Иоанн Кронштадтский бесов изгонял. Но он не совершал чина отчитки, а просто говорил: «Изыди!» — и бес выходил. Однако далеко не все святые брались за изгнание бесов. А сейчас на каждом шагу такое встречаешь — это просто смешно! Если человек выдумывает себе какие-то дары, начинает бесов изгонять, я такому не доверяю. Я знаю, что Святейший Патриарх Алексий очень не одобряет отчитки, прямо не благословляет их и людей, которые этим занимаются. Это в лучшем случае — люди немножко заблудшие, может быть, немножко нездоровые, а в худшем — это просто шарлатаны, которые зарабатывают на этом деньги».

Не минуло это увлечение экзорцизмом города и веси нашей епархии. Если, в недавнем прошлом, к монахам-«отчитчикам» ездили по монастырям, то ныне среди верующих уже не только активно обсуждается возможность изгнать бесов из самого себя, но и раздаются рекомендации об особой «силе» и большой «благодати» того или иного священника, взявшего на свой страх и риск, а по сути самочинно, служить этот молебен.

Профессор МДА А.И. Осипов пишет в своем учебнике по Основному богословию: «Занимаются им (экзорцизмом — прот. А.) отдельные священники, не имеющие на то, как правило, благословения епископа, без которого, как известно, иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. Ссылки современных заклинателей на благословение духовника являются откровенным самооправданием, поскольку без благословения епископа любое священнодействие, и тем более отчитывание (как дело исключительное, не входящее в обычный круг обязанностей священника), превращается в деяние антиканоническое и греховное, губительно действующее и на заклинателя, и на больного. Лаодикийский собор (364 г.) постановил: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах...» (прав. 26)».

Несомненно — одержимость страшное духовное заболевание и многие верующие были свидетелями его проявления на наших приходах, в монастырях и местах, отмеченных особой Божией благодатью. Но надо помнить, что изгнание нечистых духов — это нелегкое и опасное делание. В Деяниях апостолов мы читаем, как «некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19, 13–16). Поэтому за отчитку берутся только по послушанию, а никак не самочинно, чтобы не подвергнуться самим поруганию от бесов.

Если отчитывающий священник считает, что обладает харизматическим даром первых веков христианства, то почему же не выполняются правила и установления тех веков, ну хотя бы обязанность одержимых выходить из храма вместе с оглашенными и кающимися? Или как можно соизмерить практику отчитки сразу же после совершения Евхаристии или на следующий день после причащения Святых Тайн? Не профанируется ли основа личного спасения Божественная Литургия? Заклинательные молитвы не могут быть «выше» и «действенней» Тела и Крови Христа!

Вновь обращусь к книге профессора Осипова:

«Необходимо обратить внимание и на следующее. Господь запрещал бесам говорить через одержимых людей, и святые отцы категорически запрещали слушать их. В настоящее же время, когда для «отчитывания» собирается множество людей, бесы получают большие возможности «проповедовать» и заражать их духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Их «проповедь» широко распространяется с помощью телесъемок, газет, журналов, в которых пространно цитируются лжесвидетельства этих духов. При этом нередко бесы изображают страх перед отчитывающими «старцами», публично называют их святыми, сильными, Божиими слугами, чем вводят в откровенный обман (прелесть) и самих «старцев», и простодушных верующих. Результаты бесовской лжи, как всегда, плачевны. У преп. Иоанна Кассиана Римлянина на этот счет имеется серьезное предупреждение: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что они горят и бегут из тел тех, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают».

Мы знаем, что, к великому сожалению, ныне в храмы идут не только за духовным окормлением и врачеванием ран душевных, но и видят в церковных службах и обрядах своего рода лекарство от своей, вполне физической болячки. Недаром практикуется молитвы «от чего-то». Например, при болезни головы — ступай к Иоанну Предтече, когда зубы ломит — к священномученику Антипе и т.д., забывая, что лечить надо не последствия греха, а сам грех, что святые предстательствуют за нас пред Господом лишь тогда, когда мы принесем достойный плод — покаяние.

Великое искушение для человека — стремление достичь здоровья и прочих земных благ любыми средствами, не взирая на тот вред, который может при этом быть для его души. Так называемое «отчитывание» наглядно это иллюстрирует. Современные люди просто не знают, какому риску подвергают они своих близких и самих себя, приходя на «отчитку». Священник же, «молитвою и постом» не получив от Бога дара изгнания бесов и пытающийся сам, путем вычитывания молитв и прочих действий победить злых духов, красноречиво свидетельствует о себе. Святитель Игнатий с горечью писал о подобных «чудотворцах»: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований».

Никто не берет под сомнение реальность существования злых духов, как и не вызывает возражений то, что борьба с ними — брань тяжелая и трудная, и, зная и понимая это, невольно задаешься вопросом: Возможно ли священнику, отягощенному заботами о приходе, многодетной семьей, проблемами и нестроениями своих духовных чад, вступать в открытую борьбу с духами? Не является ли такая «борьба» тем, над чем бес посмеется? Не ставит ли священник под угрозу духовное здоровье и своих духовных чад, и свое, Богом данное, семейство?

Экзорцизм абсолютно реален, но неопытное увлечение этой практикой, причем, не имеющее благодатно-защищающего благословения и проводимое на свой страх и риск, чрезвычайно опасно.

Слишком много ныне мы уделяем внимания злым духам, слишком часто за словами «бес попутал» и «Господь попустил» стоит лишь оправдание собственной греховности, нежелание бороться со страстями, нас одолевающими, пренебрежение главной спасительной силой христианина — Святым Причастием. Не надо думать, что если в ком-то живет какая то страсть, то он уже одержимый, и стоит помнить, что главная сила борьбы с бесами все же та, о которой говорил Господь, — молитва и пост.

«Не всякий грешник бесноватый, не всякая страсть — одержимость. То же можно сказать о сектантах и язычниках, тем более о душевнобольных. Из литературы прошлых веков мы не видим такого интереса к «отчиткам». Напротив, мы читаем, что некий подвижник вступил в духовную брань и долго, буквально в поте и крови подвизаясь, одну душу вымолил, изгнав бесов. Ныне же мы видим, что все чудеса делаются удивительно легко. Сегодня монахи и священники целыми храмами и толпами изгоняют бесов. И я не пойму: то ли благодать сейчас стала такой сильной, то ли бесы такими слабыми стали? Или перед нами просто спектакль». (диакон А. Кураев)

Нет более высшего таинства, чем покаяние и причастие. Поэтому, если человек сознательно пришел в храм, то ему не нужна никакая отчитка, он должен искренне исповедаться и причаститься, и более высшего ничего нет. А отчитка может применяться только, если человека, полностью невменяемого привели в храм, и он не контролирует свои действия. Поэтому, в тех случаях, когда люди после службы сами подходят к батюшке и говорят «сделайте нам отчитку», батюшка начинает читать, а они воют, лают, катаются по полу, а потом спокойно идут домой, а через неделю опять тоже самое — это самая настоящая бесовщина и прелесть.

Сейчас кругом почти во всех крупных городах по выходным в клубах и ДК устраивают свои сеансы так называемые «народные целители», всякие там марфы, стеллы, марии-стефании и прочая нечисть. Так вот, кто был на их сеансах, рассказывал, что публика точно так же, как и на отчитке, верещит, лает и пр. Т.е. это то же самое!

А для отчитываемых — это своеобразное удовольствие, полаят, повизжат, покатаются по полу, получат, так сказать, свою дозу удовольствия вместе с сидящими в них бесами и, удовлетворенные, пойдут домой до следующей отчитки.

«Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждым из вас при святом Крещении, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). — Нужно предаться воле Божьей и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой… Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется… В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».

Завершить хотелось бы отрывком из интервью наместника Киево-Печерской Лавры архиепископа Павла:

«— Владыка, с некоторого времени стала популярной практика массовых «отчиток». Пожалуйста, несколько слов о Вашем отношении к этому явлению, называемому в церковной традиции экзорцизмом?

— Я отношусь к этому негативно. Не думаю, что сейчас найдутся люди столь высокой духовности, обладающие подобным даром. В Киево-Печерском Патерике, например, есть всего несколько упоминаний об изгнании злых духов. Наверное, враги рода человеческого ослабли с того времени, а у нас появилось множество величайших святых, превосходящих по чрезвычайным дарованиям преподобных Киево-Печерских. Мыслящие подобным образом серьезно заблуждаются. Лукавые духи стали только еще лукавее, а у нас появилось множество так называемых «младостарцев» или «лжестарцев», деятельность которых наносит огромный, иногда непоправимый, духовный ущерб. Нескольких мнимых экзорцистов мне пришлось изгнать из Лавры. Для привлечения прихожан в пустые храмы занялись подобным «промыслом» и раскольники из УПЦ КП и УАПЦ. Кроме того, появились шарлатаны, которые надевают рясы, облачения и устраивают мерзкие «шоу». Развелось множество «матушек» (матушками у нас принято называть лишь монахинь и жен священнослужителей), которым устраивают рекламу некоторые ТВ-каналы, промышляющих заурядным колдовством. Но на них попадаются лишь люди, живущие вне Церкви и таинств. А вот «младостарцы» — это очень изощренная ловушка для уже переступивших порог храма и даже считающих себя вполне воцерковленными. Истинные подвижники, обладавшие столь чрезвычайным даром, получали его после многих лет, а чаще десятилетий, проведенных в подвижнических трудах под опытным руководством непрелестных наставников. Эти подвижники веры являли собой образец величайшего смирения, избегая суетной мирской славы, прячась от людского взора. А вот пустоцвет всегда стремится попасться на глаза».

По материалам православных изданий

Журнал «Мгарский колокол»: № 64, май 2008