Вы здесь

Невроз эпохи: литературное наследие Юрия Олеши

10 мая 1960 года ушёл из жизни известный русский писатель-прозаик, поэт и драматург Юрий Олеша

Юрий Олеша
Юрий Олеша

«Я твёрдо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по-иному. Иногда удается лучше, иногда хуже. Зачем этот дар — не знаю. Почему-то он нужен людям. Ребёнок, услышав метафору, даже мимоходом, даже краем уха, выходит на мгновенье из игры, слушает и потом одобрительно смеется. Значит, это нужно».

Юрий Карлович Олеша родился в Елисаветграде в семье обедневших польских дворян — его родным языком был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. После окончания гимназии Олеша поступил в Одесский университет на юридический факультет. В это же время он вместе с Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал «Коллектив поэтов». Эти дружеские связи он сохранил на всю жизнь.

В 1921 году Олеша уехал в Харьков, где работал журналистом и печатался как поэт, но уже в следующем году он оказался в Москве и поступил на работу в газету «Гудок», в которой тогда печатался Михаил Булгаков. Благодаря талантливым фельетонам писатель быстро завоевал широкую популярность в СССР. Подписывал он их псевдонимом Зубило. Сам Олеша так описал это время: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний моей жизни — это моя работа в „Гудке“. Тут соединилось всё: и моя молодость, и молодость моей советской родины, и молодость, если можно так выразиться, нашей прессы, нашей журналистики...» Первую крупную прозу , роман для детей «Три толстяка», он написал в 1924 году, но напечатана книга была лишь в 1928 году. Благородные, бедные и весёлые герои романа борются против жадных и жестоких толстяков — трёх властителей страны. При помощи главной героини, девочки-циркачки Суок, они спасают наследника Тутти и освобождают весь народ. Впоследствии сказка-метафора, в которой нет ни капли волшебства, была переведена на 17 языков и экранизирована, по ней были поставлены спектакли и сняты мультфильмы. Особенную популярность у зрителей получила одноименная картина Алексея Баталова 1966 года. Олеша писал: «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле».

Роман «Зависть», опубликованный в 1927 году в журнале «Красная новь», сегодня считается одним из лучших произведений советской литературы. Это книга об интеллигенции в послереволюционной России, о «лишнем человеке» и образе колбасы как символа благополучия. Главный герой, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал «героем своего времени». Его образ автобиографичен, об этом Олеша писал в своих дневниках. В 1929 году он написал по этому роману пьесу «Заговор чувств», а ещё семь лет спустя Абрам Роом снял по нему фильм «Строгий юноша». В образе Кавалерова писатель видел себя, завидовавшего новому обществу колбасников и мясников, сумевших принять новый строй, марширующих в ногу с новой властью и не желающих видеть чужие страдания. Премьера фильма должна была состояться в 1936 году, но его запретили к широкому прокату по причине «грубейших отклонений от стиля социалистического реализма». В середине 1960-х годов показ ленты проводился в залах ВГИКа и творческих домах, после чего её снова «положили на полку». В 1994 году директор Музея кино Наум Клейман добился того, чтобы картину впервые показали на телеэкранах.

Автобиографичен и образ главной героини пьесы «Список благодеяний», актрисы Елены Гончаровой (1930). Произведение стало реакцией писателя на волну массовых репрессий в среде интеллигенции, затронувшую многих его друзей, на преступления советской власти, на расстрелы и запрет на свободу слова. «Всё опровергнуто, и всё стало несерьёзно после того, как ценой нашей молодости, жизни — установлена единственная истина: революция», — писал он в дневнике. Всеволод Мейерхольд поставил пьесу в своем театре, она имела шумный успех, но была снята через три сезона. Олеша начал писать ещё одну пьесу — об отчаянии человека, у которого отнято все, кроме клички — «писатель», но она не была завершена. Михаил Левитин поставил её только в 1986 году в театре «Эрмитаж», использовав черновики писателя. Для Олеши наступило время молчания, наступило сразу после его выступления на съезде писателей в 1934 году. Спустя несколько десятилетий Фазиль Искандер написал об этом времени: «Молчание порою требует от писателя не меньшего мужества и таланта. Просто писатель чувствует, что не имеет права говорить ниже того уровня, на котором говорил и писал раньше. А сказать лучше, больше — он чувствует, что пока не может. И предпочитает замолчать совсем. Я говорю о внутреннем контроле, отказе публиковать написанное. Как у Олеши, например. У Ахматовой это было. Годы молчания по своему собственному счёту».

С 1936 года произведения Олеши не печатались, творчество писателя оставалось закрыто для читателей на долгие годы. В годы войны он жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка сталинизма в стране и в культуре оказывала на Олешу угнетающее воздействие. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. В своей последней автобиографической книге, «Ни дня без строчки», Олеша ярко и интересно рассказал о своём времени и о себе. «Ни дня без строчки» необычна уже с самого начала, в котором писатель рассказывает о её возникновении: «Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать... Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные». Особенная чувствительность писателя к миру была его даром и трагедией: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику».

vm.ru