Вы здесь

Беседы о молитве

Молитвослов

Зачем нужно молиться?

Очень часто перед человеком, только-только начинающим делать свои первые шаги на пути к Богу, встает вопрос: «А почему я должен молиться? Что такое молитва, об обязательности и необходимости которой так часто говорят верующие люди? Разве не достаточно просто верить, признавая существование Высшего Разума? Неужели во что бы то ни стало надо ежедневно читать какие-то малопонятные слова? Разве Богу нужна наша молитва?»

Действительно, Бог в нашей молитве не нуждается. В ней нуждаемся мы сами. И чтобы осознать всю первостепенную важность молитвы в духовной жизни человека, мы должны разобраться в том, что же такое молитва.

Молитва — это разговор человека с Богом. И этот разговор необходим для самого человека как выражение веры. Ведь отличительной особенностью христианства является невозможность рационалистической констатации факта существования Божества, признания возможности бытия Бога. Христианство говорит не просто о Боге. Оно раскрывает перед нами тайну Бога любящего, любящего человека настолько, что ради избавления нас от последствий греха Бог Сам, без всякого посредничества творения, становится человеком, в Себе Самом исправляя древнее повреждение человеческой природы.

Христианство — это религия любви, она учит, что Бог возлюбил нас еще до того, как мы стали достойны этой любви, возлюбил настолько, что ради любви к нам Он, став человеком, претерпел распятие на Кресте, ужасные муки и позорную смерть.

Но вера в такого Господа, несомненно, предполагает некий ответ на Его жертву. Невозможно просто констатировать факт жертвы со стороны Бога, нельзя просто признавать реальность Голгофского Креста, невозможно отмахнуться от такого дара. Можно либо озлобленно удалиться, отвернуться, заставить себя поверить, что это все неправда, либо, признав подлинность Евангельской истории, прийти ко Христу любящему и ответить на Его Божественную Любовь. Ответ на любовь может быть только один — любовь. Если я знаю, что Христос любит меня, любит меня жертвенной любовью, любит до смерти, я не могу в ответ не любить. Но любовь с необходимостью требует для себя выражения, и одним из свидетельств любви является необходимость общаться.

Когда юноша стремится как можно чаще встречаться с девушкой, подольше быть с ней, разговаривать или просто смотреть в ее глаза, окружающие могут сделать вывод — он любит эту девушку. Если мы любим Бога, то мы тоже хотим общаться с Ним, высказать Ему наши проблемы, пожаловаться на неприятности, порадоваться успехам, поблагодарить за подарки, как хочется любящим детям чаще общаться со своими родителями. И Бог, Сам разрешивший нам именовать Себя Отцом, дарует нам такую возможность в молитве.

Молитва — это ни что иное, как разговор с Богом, как раскрытие перед небесным Отцом своего сердца, и такой разговор есть первейшая потребность верующей души. В молитве мы приобретаем возможность поблагодарить Господа за все его милости, которыми Он постоянно одаривает нас — такая молитва называется благодарственной. Она диктуется обычным человеческим чувством справедливости. Если мы считаем своим долгом сказать «спасибо» любому, оказавшему нам помощь, то это правило справедливо и по отношению к Богу. Поэтому благодарственная молитва очень часто звучит в устах верующих христиан.

В молитве мы получаем возможность излить перед Богом наши прошения, попросить Его всесильной помощи, исходатайствовать все, необходимое для нашей жизни, то, что мы можем назвать «хлебом насущным». Это молитва просительная.

Но существует еще и молитва покаянная, в которой мы просим у Бога прощения за наши грехи и проступки, подобно тому, как непослушные дети, не исполнившие родительских пожеланий и советов, осознавая свою вину, просят у родителей прощения за причиненные неприятности и обиды. Точно так же и мы, когда преступаем заповеди Божии и совершаем грехи, именно в молитве приобретаем возможность попросить у небесного Отца прощения.

Молитва — первейшая потребность верующего человека, и отсутствие желания помолиться свидетельствует о многом. Ведь и внутри межчеловеческих отношений нежелание общаться свидетельствует об охлаждении любви.

Так и в духовной жизни нежелание молиться говорит о глубоком духовном кризисе, о глубокой духовной болезни, которая, как правило, требует длительного лечения. Поэтому, если мы чувствуем, что молитва наша становится холодной, что в нашем сердце отсутствует желание помолиться, мы должны спросить себя: почему так происходит, в чем причина нашего духовного кризиса, что нужно поменять в нашей духовной жизни, чтобы к нам вновь вернулась радость молитвы, радость богопредстояния, радость общения с Богом — нашим Творцом, Промыслителем и Спасителем, нашим небесным Отцом.

Что нужно делать, чтобы молитва стала действенной

Наша прошлая беседа касалась важности такого явления в духовной жизни, как молитва. Ведь она является не чем иным, как вербальным, словесным выражением нашей веры, осуществлением необходимости верующего сердца петь, благодарить и славословить Бога, не чем иным, как разговором человека со своим Творцом.

Это великое таинство веры, это великое чудо: Творец неба и земли, Владыка бесчисленных созвездий и галактик, Царь всего мира, всего видимого и невидимого, позволяет нам, людям, у каждого из которых есть свои немощи, свои недостатки, обращаться к Нему и называть Его, Владыку и Вседержителя, пред Которым в благоговейном трепете падают ниц лики чистых бесплотных ангелов, просто «Отче наш» — «наш Отец». Что может быть проще этого обращения ребенка к самому дорогому и самому близкому существу?

Но, к сожалению, очень часто случается так, что мы обращаемся к Богу, выражаем Ему свои просьбы, но наша молитва не приносит плода. Для того чтобы молитва была спасительной, чтобы она, подобно зерну, упавшему на удобренную и возделанную землю, стала плодотворной, необходимо соблюдение нескольких условий.

Первым условием действенной молитвы является наше покаяние во грехах. Бывает так, что Господь готов нам ниспослать просимое, но наши грехи, тяжесть прегрешений, пусть даже неосознанных, превращается в огромную высокую стену, отделяющую нас от Бога и не позволяющую благодати достигнуть наших сердец.

Иногда простая человеческая гордыня, являющаяся матерью всех пороков, не позволяет человеку действительно сказать в молитве: «Господи, да, я осознаю, что по своим делам, по своему поведению я недостоин Твоих милостей, но, осознавая свою греховность, свое недостоинство, прошу: подай мне Твою милость». Эта же гордыня не позволяет просто сказать: «Господи, прости». А если мы не просим, то и не получаем. И выходит, что мы сами виноваты в том, что не исполняются наши прошения, принесенные ко Господу во время молитвы.

И для того чтобы исправить такое положение, необходимо усилие со стороны самого человека, необходимо осознать свои преступления против воли Божией и осмысленно попросить у Него прощения, подходя к Таинству Покаяния, к Таинству Исповеди, которые совершаются в Церкви и освобождают человека от греховного груза. Нужно кирпичик за кирпичиком разобрать стену греха, отделяющую нас от Бога. Тогда Сам Господь, принимающий каждую исповедь, разрушит преграду, услышит нашу молитву и подаст нам все необходимое.

Вторым условием действенности молитвы является примирение со всеми, кто нас обидел и кого обидели мы. Это необходимо потому, что, обращаясь к Богу, мы говорим не «Отче мой», а «Отче наш», ведь невозможно обращаться к Господу любви, пребывая во вражде с кем-то, потому что Сам Спаситель заповедал нам искать мира, прежде чем приступить к святому делу богообщения: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику (т. е. принесешь к небесному жертвеннику жертву славословия — молитву. — Прим. авт.), и там (т. е. становясь на молитву. — Прим. авт.) вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24).

Такого примирения требует обычное чувство справедливости. Если мы просим Бога простить нам наши грехи и ошибки, мы, в свою очередь, сами должны прощать тем, кто согрешил против нас, кто обидел нас.

Святые отцы, неоднократно говорившие о необходимости взаимного прощения, подчеркивали, что человеку, находящемуся во вражде со своими близкими, нельзя читать молитву Господню, «Отче наш», потому, что, произнося слова молитвы «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим» — и не оставляя, т. е. не прощая обид всем согрешившим против нас, мы будем лукавить перед Господом, кощунствовать, позволяя себе обманывать Всеведущего Бога, произносить ложь во время молитвы.

Еще одним условием действенной молитвы является наше внимание. Мы сами должны быть внимательны к словам молитвы, которые возносятся в храме за общественным богослужением или которые мы произносим дома, стоя на келейной молитве. Но, к сожалению, часто случается, что мы, произнося молитву, читая составленные святыми отцами по Божественному вдохновению слова молитв и славословий, участвуем в молитве лишь устами, но не умом.

К таким людям обращены слова святителя Иоанна Златоуста: «Как ты хочешь, чтобы Бог тебя услышал, если ты сам себя не слышишь?» Мы должны стремиться собирать свое внимание на словах молитвы, стараться быть внимательными при чтении акафистов или канонов, а если наше внимание рассеивается, если мы ловим себя на том, что стоим не на молитве, а витаем мыслями неизвестно где, если замечаем, что в мечтах занимаемся чем угодно, но не святейшим предстоянием пред Богом и  беседой с Ним, тогда нам необходимо понуждать себя, перебарывать собственную привязанность к мирской суете, вновь и вновь возвращать свои мысли, свое внимание к Тому, к Кому обращена наша молитва. И тогда Всемилостивый Господь, приняв наши молитвы и ходатайства, ниспошлет нам все необходимое и для этой  временной жизни, и для вечного спасения.

pravlife.org