Вы здесь

Алексий II был пастырем вселенского значения

Патриарх Алексий II

Сейчас будет очень много очень правильных слов о том, что Патриарх Алексий II был выдающимся пастырем Русской Церкви, безусловным духовным лидером всей православной России. Но в отличие от иных подобных случаев, я думаю, что подлинное значение личности этого человека мы еще не осознали, потому что он был не просто великим пастырем, но совершенно исключительным по своей исторической миссии человеком.

Мы еще очень долго будем осознавать значение его имени и наша главная задача теперь — быть достойными его наследия, продолжить укрепление Православной Церкви в новых исторических условиях

Его последняя служба прошла в Успенском соборе московского Кремля, в день великого праздника Введения во храм, и в этом есть свой провиденциальный смысл, потому что сама эпоха Патриарха Алексия II для России — это была именно эпоха введения во храм, когда миллионы русских людей впервые вошли в храм и в буквальном, и в духовном смысле слова. Патриарх Алексий II пережил и годы гонения на Церковь, и ее полукатакомбное существование в позднесоветскую эпоху, и был главным участником ее общественного возрождения.

В церковной и мирской деятельности он, безусловно, наследовал линию своих выдающихся предшественников на московском престоле — от Патриарха Гермогена до Патриарха Сергия. Невозможно перечислить все величайшие события в истории Русской Церкви, которые совершились в эпоху его Патриаршества — достаточно вспомнить хотя бы воссоединение Московского Патриархата и Зарубежной Русской Церкви 17 мая 2007 года. В последние годы, месяцы и дни своего служения он, как и всегда, был очень активен, приведем в пример хотя бы его поездку в такие центры православной цивилизации как Киев и Минск, его четкую позицию по недопущению раскола в мировом Православии и осуждению маргинально-деструктивных элементов, выступающих от имени Православия русского.

По моему глубокому убеждению, по своему масштабу Патриарх Алексий II был пастырем вселенского значения — при нем Московский Патриархат де факто стал вселенским Патриархатом, будучи оплотом строгой ортодоксии и обращаясь ко всему миру, ко всей христианской ойкумене, как только и должно быть.

Мы еще очень долго будем осознавать значение его имени и наша главная задача теперь — быть достойными его наследия, продолжить укрепление Православной Церкви в новых исторических условиях.